30 апреля 2025 Просмотров: 330
Размер шрифта: AAAA

Открытое письмо Президенту Российской Федерации от имени российских учителей

Обращение к Президенту от учителей России

ЗАВУЧ.ИНФО

21 апреля 2025, 12:00

📬 Открытое письмо Президенту Российской Федерации от имени российских учителей

Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы обращаемся к Вам от имени тысяч учителей, которые каждый день ведут уроки, растят будущее России, стараются выстоять — несмотря на всё.

Но сегодня мы больше не можем молчать.

В школах накопилось столько проблем, что молчание стало соучастием.

Мы теряем профессионалов. Мы теряем веру в профессию. Мы теряем саму школу — как место роста, культуры и просвещения.

Каждый из нас знает:

  • Учитель работает по 40–50 часов в неделю, получая за это 28–35 тысяч рублей.
  • Учителя перегружены бюрократией и цифровыми платформами, а не уроками.
  • Нас вынуждают заполнять таблицы, а не вдохновлять учеников.
  • Молодёжь не идёт в школу — зарплаты и условия отталкивают.
  • Мы работаем в классах по 30 человек на 18 кв.м. — и это считается нормой.
  • Мы вынуждены брать по две ставки, чтобы прокормить семью.
  • Мы слышим громкие заявления о поддержке, но в школах всё остаётся как было.

Это не эмоции. Это системный сбой, который уже разрушает школу изнутри.

Сегодня мы не просим, а говорим: без реальных реформ в образовании Россия не сможет быть сильной.

Учитель — это не статист в политике.
Учителя — это миллионы людей, от которых зависит будущее страны.

Школа — это не место для отчётности.
Это место, где решается, кем вырастет новое поколение.

Школа должна быть местом смысла. Сегодня она — место бумажного ада.

Это сравнение — не метафора. Это реальность.
Учитель в России сегодня — как оператор ядерной ракеты, на пульте которой написано: “Будущее страны”. Только вот сил нажать на кнопку уже не осталось — руки дрожат от выгорания, бессонных ночей, безысходности, отчётов и второй ставки. И пока страна надеется на уверенную защиту самыми гипертрофированно-звуковыми пусками, учитель сражается не с врагами извне, а с врагами внутри: формами, платформами, бюрократией и коммуналкой.

Гражданин Президент, Вы часто говорите о надёжной защите Родины, о суверенитете, о будущем, которое зависит от каждого из нас. СМИ пугают пеплом, в который может превратиться весь мир — “если что”.
Но посмотрите: в пепел уже почти превратилось наше образование.
Не из-за угроз извне — а из-за молчаливого разрушения и равнодушия внутри.
И если мы потеряем школу — мы потеряем страну.
Без единого выстрела. И без внешнего врага.

А правда заключается в следующем:

  • В российских школах сегодня уважается не знание, а отчётность. Главное — не научить ребёнка, а правильно заполнить бумагу.
  • Учителя не ищут, как сделать урок интереснее — они ищут, как подтвердить свою квалификацию перед аттестацией.
  • Профессионализм заменён бумагами. Главное — не чему ты научил, а какие сертификаты и грамоты ты собрал.
  • В школах культивируется не обучение, а выживание. И ученики, и учителя находятся в постоянном стрессе.
  • Молодых учителей нет. Потому что никто в здравом уме не идёт в профессию с такой оплатой и таким отношением.
  • Те, кто остаются, — герои. Но даже герои выгорают.
  • Классный руководитель сегодня — это не наставник. Это комбайн: психолог, медик, бухгалтер, отчётник, секретарь и иногда — учитель.
  • Каждый день мы слышим: «Вы же знали, куда шли». А те, кто это говорят, сами никогда бы туда не пошли.
  • В школах объединяют классы, потому что не хватает ни учителей, ни детей. Пятый и шестой учатся вместе, за 45 минут. Это не урок — это театр абсурда.
  • Дети учатся списывать — потому что знают: главное не выучить, а как-нибудь сдать.
  • Мы приучили детей к лжи — потому что сама система построена на фальши. В отчётах всё хорошо. В жизни — катастрофа.
  • Олимпиады, ВПР, конкурсы, проверки — как вал бумажного насилия, в котором не видно ни ребёнка, ни смысла.
  • Знания уступили место формальностям. Ученик не понимает, зачем учиться — ведь всё решают связи, льготы и деньги.
  • Родители обвиняют учителей, учителя — родителей. И никто не берет на себя ответственность.
  • Дисциплина разрушена. Учитель не может даже сделать замечание — иначе его обвинят в нарушении прав ребёнка.
  • Школьная администрация занята отчётами и статистикой. Она боится потерять показатели, а не учителей.
  • В столовой давка. В классе — 30 человек на 18 квадратов. В голове — выгорание.
  • Цены растут. Зарплаты — нет. Чтобы жить, учитель берёт полторы-две ставки и репетиторит по вечерам.
  • Уроки мы готовим ночью. Потому что днём мы пишем отчёты.
  • Учитель — лицо государства. Но у этого лица усталый взгляд, мешки под глазами и 3 кредита.
  • Школа должна быть местом смысла. Сегодня она — место бумажного ада.

Что мы требуем:

  1. Первое, что Вы, Товарищ Президент, можете сделать уже сейчас — это выразить недоверие Министру просвещения и всей его команде.
    Это решение поддержит абсолютное большинство педагогического сообщества.
    Это будет честный сигнал: нас услышали. Потому что нынешний министр и его окружение утратили доверие учителей, не понимают реальности школы и продолжают реформы, от которых образование только разрушается.
  2. Ввести обязательное правило: управленцем в системе образования может становиться только человек, который отработал в классе учителем или педагогом не менее 10 лет и имеет опыт административной работы в школе не менее 5 лет.
    Исключения недопустимы.
    Каждый управленец выше уровня директора обязан будет проходить регулярную аттестацию раз в 2–3 года.
    Аттестацию должна проводить независимая комиссия, состоящая из педагогов — желательно из других районов или регионов.
    Решение должно приниматься на основе:
    — открытых докладов учителей и директоров из подведомственного района о работе данного чиновника,
    — анализа конкретных результатов,
    — предоставленных самим чиновником подтверждающих документов.
    Это восстановит справедливость и поставит на место управлять образованием тех, кто сам его нес на себе.
  3. Создать при Администрации Президента независимую рабочую группу по вопросам образования, с обязательным участием действующих учителей из разных регионов, избранных педагогическим сообществом,
    а не назначенных «по указанию сверху».
    Без лояльных “общественников”, без формальных лидеров, без прикормленного ручного профсоюза.
    Только тех, кто реально работает в школе и знает, что там происходит на самом деле.
  4. Провести открытую, очную встречу с представителями учителей,
    отобранными не Министерством, а сообществом педагогов.
    И провести её публично, в прямом эфире, без “представителей родительских комитетов” и “отличников отчётности”.
    Мы хотим быть услышанными — напрямую, без фильтров.
  5. Ввести персональную ответственность чиновников всех уровней за:
    — фальсификацию отчётности,
    — игнорирование обращений учителей,
    — давление на директоров и педагогов за честные высказывания,
    — создание условий, при которых невозможно ни жить, ни учить.
  6. Признать провал попыток восстановить престиж профессии “Годом педагога и наставника”,
    который, как вы знаете, уже прошёл. Не идёт — а прошёл.

И да, все отчитались, что Год «прошёл на самом высоком идейном и духовном уровне».
Мы уверены, что в профильном министерстве за это вручили грамоты, медали и провели не один круглый стол под аплодисменты коллег.

Только вот пока шли торжественные отчёты, тысячи учителей покинули школы, не дождавшись ни поддержки, ни перемен.

Потому что жить на идеях и пресс-релизах нельзя.
А учить детей — тем более.

Нам не нужен ещё один “Год учителя”.
Нам нужна экстренная программа спасения школы — с реальными мерами:
— выравниванием зарплат,
— сокращением нагрузки,
— возвращением уважения,
— полной перезагрузкой управленческого состава.

  1. Дать прямой публичный ответ на это письмо.
    Не от Министерства. Не от пресс-службы. Не “по поручению”.
    А лично от Президента Российской Федерации.
    Мы не просим об этом — мы имеем право требовать.

Мы заранее понимаем, что администрация Президента, скорее всего, переадресует это письмо в Министерство просвещения. Мы знаем, как это работает — ведь живём в такой же системе: в школах тоже всё построено на отчётах, статистике и формальных ответах. Но, как и вы, мы умеем читать между строк. Мы не ждём бюрократического отклика или очередного “всё уже делается”. Нам не нужны копии приказов и ссылки на программы. Мы сами умеем составлять отчёты — по 10 в неделю. Нам нужны не документы. Нам нужны реальные решения и реальные изменения нашей жизни.

Иначе школа — как и доверие — будет потеряна.

Помните: нас — миллионы.
Помните: в наших руках —  дети.
И выборы, которые проходят в школах.

Господин Президент!
Вы как-то сказали, что работаете как «раб на галерах».
Но вот только в этой системе настоящими рабами и заложниками давно стали мы — учителя.
Мы, которые тащим на себе образование, заполняем сотни форм, учим детей, спасаем подростков, пишем отчёты и живём в долгах.

И, как люди грамотные, мы понимаем:
Вы работаете на народ. А не народ — на вас.
Поэтому мы и обращаемся к вам напрямую.
И ждём не формальных отписок, а реальных действий и реальных ответов.
Не от Министерства. Не от пресс-службы. Не “по поручению”.
А лично от Президента Российской Федерации.

Товарищ Президент, давайте наконец заключим перемирие — не между ведомствами, а между властью и школой. Между теми, кто принимает решения, и теми, кто каждый день выходит к детям. Учителя не враги. Мы просим не пощады — мы просим быть услышанными.