“Черный четверг” США 1951 год Северная Корея (Подборка материалов)
12 апреля у нас был великий праздник
12 апреля 1951 года в США предпочитают не вспоминать, ведь именно в тот день в ходе корейской войны американская стратегическая авиация потерпела самое сокрушительное поражение в истории. Потерпела от советских летчиков, которые воевали в небе над корейским полуостровом под чужими именами.
Помимо Северной и Южной Кореи, в противоборстве сошлись США и их союзники, помогавшие Южной Корее, а с другой СССР и КНР, на стороне Северной. Буквально через несколько дней после начала войны был захвачен Сеул и 95% территории Южной Кореи контролировалось северянами. Но в конфликт вмешался ООН, и в войну вступили США, что кардинально поменяло расклад на театре военных действий. Американцы действовали по их излюбленной тактике – Разбомбить противника до каменного века. Выжигали населенные пункты напалмом, в общем показывали жителям Северной Кореи все прелести «демократии» в ее американском понимании. Так как в начале войны китайские и северокорейские летчики летали на старых советских самолетах, используемых еще во Вторую Мировую войну, то господство в небе принадлежало полностью американцам. Понимая, что без помощи старших братьев Северная Корея падет, руководство Советского Союза и Китая приняло решение о военной помощи Пхеньяну. Китай прислал на помощь более 200 тысяч «добровольцев», вооружённых новейшей советской техникой, а наши отправили в зону конфликта зенитчиков и, на первом этапе, 32 летчика-истребителя имевших опыт Великой Отечественной войны. Из них было сформировано три эскадрильи, а вся группа получила наименование 324-ой истребительной авиадивизии, командовать которой был назначен блестящий летчик, выдающийся ас Второй мировой войны, Трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб. Затем на базе советских авиачастей, дислоцированных в Северо-Восточном Китае, были созданы две авиадивизии, составившие основу 64-го истребительного авиационного корпуса (ИАК). По состоянию на 1 ноября 1952 года в составе корпуса находились 440 лётчиков и 320 самолётов. На вооружении ИАК состояли преимущественно новейшие реактивные истребители МиГ-15. Возглавил корпус генерал-лейтенант авиации Иван Белов.
На первом этапе боев корпус прикрывал от американской авиации города Северо-Востока Китая и мосты и переправы через пограничную реку Ялуцзян. Именно по этим мостам осуществлялось снабжение корейских и китайских войск. Американцы всеми силами стремились разрушить их.
Один из основных каналов снабжения проходил по мостам в районе Аньдун-Синыйджу.
12 апреля 1951 года именно на них нацелились почти 200 американских самолетов.
Из них – около 50 машин были бомбардировщиками B-29, остальные 150 – истребителями F-80, F-84, F-86. Вся эта армада шла, чтобы уничтожить мосты. Район мостов Аньдун-Синыйджу прикрывала советская истребительная авиадивизия из состава 64-го авиакорпуса. В тот момент могли взлететь 36 самолетов МиГ-15. Казалось бы, превосходство американцев подавляющее. Однако, они не учли несколько важных факторов. То, что советские летчики имели опыт войны с гитлеровскими «люфтваффе», имели передовую технику и то, что этой дивизией командовал…трижды Герой Советского Союза, полковник Иван Никитьевич Кожедуб, сбивший в годы Великой отечественной войны 64 вражеских самолета и…два американских истребителя P-51 «Мустанг», по ошибке атаковавшие его, приняв за немецкий самолет.
Так описывает события в своих воспоминаниях участник того боя летчик-истребитель Герой Советского Союза Сергей Макарович Крамаренко:
Смотрю влево вниз. Навстречу, слева и ниже, летят бомбардировщики – две группы огромных серых машин. Это знаменитые американские «летающие крепости» B-29 .
Каждая такая машина берет на борт 10 тонн бомб, имеет на вооружении 8 крупнокалиберных пулеметов.
Бомбардировщики летят ромбами из 4 звеньев по 3 самолета, всего 12 самолетов в группе.
Затем ещё 3 ромба. За ними сзади на 2–3 км и чуть выше нас летят десятки истребителей, целая туча серо-зеленых машин. Около сотни F-80, F-84 и F-86. Командир полка дает команду: «Атакуем, прикрой!» – и начинает левый разворот с резким снижением. Ударные группы – восемнадцать «МиГов» – устремляются за ним вниз.
Истребители противника оказываются сзади и выше наших атакующих самолетов. Самый опасный момент. Настало время и нам вступить в бой. Группе прикрытия надо сковать истребителей противника и, связав их боем, отвлечь от защиты своих бомбардировщиков.
«Летающая крепость» B-29 .
Американские «летающие крепости» были встречены МиГами, решительно атаковавшими вражескую армаду. Один за другим загорались и падали загруженные бомбами самолёты, экипажи которых спасались на парашютах. Очевидцы боя рассказывают: одновременно в небе было так много парашютистов, что их можно было принять за десант. Меньше чем за 10 минут ВВС США потеряли 14 самолетов: 10 тяжелых бомбардировщиков и 4 истребителя, ещё 15 тяжелых бомбардировщиков было списано после возвращения на базу. Около 120 человек личного состава попали в плен. Атаковавшие их советские истребители вернулись на базу без потерь. Этот день вошёл в историю авиации США как «Чёрный четверг».
После боя почти в каждом нашем «МиГе» нашли по 1, 2, 3 пробоины. У одного было 100 пробоин. Но больших повреждений не было, в кабину ни одна пуля не попала. У американцев потом ещё долго не проходил шок от того, что их бомбардировщики, которые считались самыми мощными, самыми неуязвимыми, оказались беззащитными перед советскими истребителями.
Итоговые потери авиации в ходе корейской войны составили 319 самолетов МиГ-15 с советской стороны и 1097 бомбардировщиков и истребителей с американской.
12 апреля 1951 года в истории американской авиации получило название чёрного четверга. Такое большое количество стратегических бомбардировщиков в одном воздушном бою американцы не теряли с тех пор, как закончилась вторая мировая война.
Боевые действия между Северной и Южной Кореей начались 25 июня 1950 года. Эта война продолжалась ровно три года и один месяц. Соединенные Штаты действовали в Корее открыто, под флагом ООН на стороне Южной Кореи, а Советский Союз – негласно на стороне КНДР. Вооруженные силы США в этом конфликте были представлены всеми родами войск, куда входили несколько сот тысяч военнослужащих.
Советские вооруженные силы – лишь одним отдельным истребительным авиакорпусом, куда, впрочем, кроме авиационных частей, входили несколько зенитно-артиллерийских дивизий, несколько зенитно-прожекторных полков и несколько радиотехнических батальонов локаторщиков. Кроме этого, в частях вооруженных сил КНДР и китайских народных добровольцев, которые также активно принимали участие в этой войне, находилось две-три сотни наших военных советников и несколько военных госпиталей.
В боевых же действиях активно участвовали только зенитчики и летчики, которые в составе 64-го истребительного авиакорпуса противостояли мощной 5 воздушной армии и авиации их союзников – Австралии, Канады, Англии, Южной Кореи, Южной Африки. Боевые действия советские летчики 64-го истребительного авиакорпуса начали 1 ноября 1950 года на реактивных истребителях МиГ-15 конструкции Микояна и Гуревича.
МиГ-15 с опознавательными знаками КНДР
С этого момента безраздельному господству в воздухе американцев и их союзников пришел конец. В этой воздушной войне участвовали лучшие самолеты с обеих сторон, впервые отрабатывались новые тактические приемы ведения воздушной войны на реактивной технике. Уже первые схватки в небе доказали, что американские реактивные самолёты F-80 “Шутинг Стар” и F-84 “Тандерджет” значительно уступают МиГ-15 по скорости, скороподъёмности и вооружению. Бои заканчивались их бегством.
Чтобы исправить ситуацию, в начале 1951-го ВВС США срочно направило на Корейский полуостров новейшие истребители — F-86 Сейбр. Уступая МиГу в скороподъёмности и удельной тяге, они превосходили его в манёвренности, большей дальности полёта и в наборе скорости при пикировании. Но МиГ-15обладал преимуществами в вооружении: три пушки (две калибра 23 мм и одна 37 мм) с прицельной дальностью 800 м против 6 пулемётов калибра 12,7 мм с дальностью стрельбы 400 м.
Впрочем, МиГам приходилось иметь дело в воздухе не только с американцами, но и с военными других стран, выступавшими под флагом ООН. Так, свои военные силы предоставила и Австралия. Однако боевые качества австралийских лётчиков и техническое оснащение их самолётов было таково, что уже после первых свиданий с советскими асами из шестнадцати машин уцелело лишь четыре.
F-86 Сейбр
Взлет с северокорейских аэродромов стал опасным с тех пор, как у американцев появились самолёты F-86 Sabre, производимые компанией North American. Они барражировали на значительной высоте, а поэтому с земли их практически не было видно. Американские летчики тем не менее прекрасно различали огромные облака пыли, поднимаемые реактивными двигателями при старте с сухих грунтовых полос. Далее следовало крутое пике и… Что мог в такой ситуации сделать пилот еще не набравшего скорости истребителя?
…В то утро облако пыли от реактивной струи северокорейского истребителя тоже сразу было замечено американским пилотом. «Сейбр» перешел в пике, его летчику оставалось лишь выжидать, пока расстояние между истребителями не уменьшится до дистанции эффективной стрельбы.
Но, к удивлению американца, незнакомая для него машина вдруг резко ушла влево и вверх — даже на взлете она устойчиво держалась в воздухе. Пулеметная очередь лишь задела правее крыло, хлестнув по обшивке так, что та загремела, словно кожа туго натянутого барабана. И сейчас же над МиГом проскользнул выходящий из пике «Сейбр». Всего мгновение потерял американский летчик, но оно стало для него роковым. Безотказно сработали пушки МиГа, и на следующий день все газеты Соединенных Штатов сообщили о гибели в Северной Корее своего знаменитого аса майора Джорджа Эндрю Дэвиса Младшего. Сбил же его наш лётчик старший лейтенант Михаил Аверин из 2-й эскадрильи 148-го гвардейского истребительного авиаполка. Правда, в целях конспирации пришлось объявить, что американца сбил китайский пилот Чжан Цзи Хуй (кит.: 张积慧).
С тех пор появились песни и анекдоты о китайском лётчике Ли Си Цине.
F-86 Shooting Star
Советский щит над корейским небом вынудил американцев снизить активность боевых действий мелких групп истребителей-бомбардировщиков. Прекратились дневные полёты разведчиков и бомбардировщиков. Наступил период воздушных боёв крупных групп истребителей F-86 с МиГами. Один из самых массовых налётов американской авиации произошёл 12 апреля, в так называемый Чёрный четверг 1951 года, когда американцы пытались бомбить железнодорожный мост через реку Ялуцзян у населённого пункта Сингисю. Это была единственная железнодорожная магистраль, по которой снабжались северокорейские войска. В схватке участвовало более сорока бомбардировщиков B-29. Это огромная машина, способная нести более 9 тонн бомбовой. Её оборонительоне вооружение вкючало полторы дюжины крупнокалиберных пулеметов. Именно такой самолет сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. B-29 действовали действовавших под прикрытием сотни истребителей F-80 и F-84, разбитых на мелкие группы. Кроме того, в налёте участвовали группы сковывающих истребителей F-86, насчитывавшие в общей сложности около пятидесяти самолётов.
На отражение этого налёта с аэродрома Аньдунь было поднято 36 МиГ-15 из состава 324-й Свирской авиадивизии, которой командовал Иван Никитович Кожедуб. Бой проходил на высоте 7-8 тыс. м в течение 20 минут. МиГ-15 парами и четвёрками атаковали группы B-29, не обращая внимание на группы сопровождения. В итоге было сбито 14 американских самолётов — 10 B-29 и четыре Сейбра.
МИГ-15
Хотя американцы имели трехкратный численный перевес, бой 12 апреля обернулся для них полным разгромом, в небе над Ялуцзяном раскрылись десятки парашютных куполов, экипажи американских бомбовозов пытались спасти свои жизни, впереди их ждал плен. Два советских самолёта были повреждены, но вскоре, устранив неполадки, их вернули в строй. Всего в этом бою через реку смогли прорваться лишь три американских самолёта. Они сбросили три шеститонные радиоуправляемые бомбы, взрыв от которых повредил одну из опор моста, но уже через несколько дней стратегически важный мост был восстановлен. В американских ВВС на целую неделю был объявлен траур по погибшим лётчикам.
Самый результативный ас Корейской войны Евгений Пепеляев (1918-2013)
В Корее асами стали 46 советских летчиков. В общей сложности эта полусотня пилотов сбила 416 самолетов противника. Лучшим советским асом Корейской войны считается командир 196-го ИАП 324-й авиадивизии подполковник Евгений Георгиевич Пепеляев, прекрасный командир, превосходный летчик истребитель и верный старший друг своим подчиненным.
Известно, что когда в одном из боев был сбит и погиб его ведомый, старший лейтенант Валерий Ларионов, Пепеляев не задумываясь переписал на его счет три своих победы. Таким образом официальное число сбитых молодым летчиком самолетов противника достигло пяти, и Ларионов посмертно получил звание Героя Советского Союза, что гарантировало его вдове, оставшейся с грудным ребенком на руках, обширные льготы. Вместе с этими тремя, число самолетов противника, уничтоженных Пепеляевым в небе над Корейским полуостровом достигает 23 штук (1 F-80, 2 F-84, 2 F-94, 18 F-86).
Лучший американский ас, капитан Джозеф Кристофер Макконел-младший, с учетом дутых побед, может похвастаться только 16 сбитыми самолётами. На втором месте среди наших асов – капитан Николай Сутягин из 17 ИАП с 21 победой. 64-й истребительный авиакорпус вёл боевые действия на территории Кореи почти три года. В общей сложности за это время было сбито 1525 самолётов противника, 1099 из них были сбиты силами авиации. Советские потери составили 319 самолётов МиГ-15 и Ла-11.
В боях погибло 120 лётчиков. Многие из погибших наших летчиков были в основном похоронены на территории Китая, вечная им память!
“Такое не забыть”: как советские асы устроили катастрофу в ВВС США
МОСКВА, 12 апр — РИА Новости, Николай Протопопов. Десятки сбитых самолетов, сотни пленных пилотов и недельный траур — ровно 70 лет назад, 12 апреля 1951-го, в небе над Кореей американцы встретились с действительно сильным противником. ВВС США вступили в бой с советскими асами, которые разбили воздушную армаду бомбардировщиков B-29 Superfortress за считанные минуты. Как янки пережили “черный четверг” — в материале РИА Новости.
Незаметная поддержка
Первые советские летчики в качестве добровольцев прибыли в Корею в ноябре 1950-го. В обстановке строжайшей секретности сюда перегнали эшелоны с новейшими на тот момент реактивными истребителями МиГ-15 — под видом сельскохозяйственных комбайнов.
Советским военнослужащим пришлось сменить форму и опознавательные знаки на китайские и корейские. До их появления янки чувствовали себя в небе вольготно и безопасно — корейская авиация не отличалась высокой боеспособностью, да и большую часть того, что имелось на вооружении, США и их союзники уничтожили в начале войны.
Советским летчикам запретили пересекать 38-ю параллель, разделяющую Северную и Южную Корею, в том числе чтобы избежать потерь новейших “пятнадцатых” на территории противника. В то же время американцы объявили охоту на “МиГи” и даже обещали крупное денежное вознаграждение тому, кто доставит им целый самолет.
Над Кореей закрутилась воздушная карусель. Пилоты ВВС США в полной мере прочувствовали на себе мастерство гораздо более опытного противника — многие советские летчики еще совсем недавно дрались с асами люфтваффе, а “МиГи” оказались на голову выше американских истребителей F-80 Shooting Star и F-84 Thunderjet по скорости, маневренности, скороподъемности и огневой мощи.
После первых же серьезных стычек в небе на аэродромы базирования не вернулось несколько тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress. Чтобы сократить потери, американцы экстренно перебросили в Корею новейшие истребители F-86 Sabre, мало в чем уступавшие “пятнадцатым”. Теперь воздушные победы давались советским летчикам тяжелее. Кроме того, сказывались сложности с освоением новой техники, которую приходилось изучать и обкатывать в боевых условиях.
Атака бомбардировщиков B-26 в Вонсане, Северная Корея, 1951 г.
Аллея “МиГов”
Весной 1951 года в Корею направили 324-ю истребительную авиационную дивизию под командованием легендарного аса Ивана Кожедуба. Зоной ответственности ему определили район реки Ялуцзян. Дивизия не пускала самолеты противника дальше этого рубежа. Американцы прозвали это место “аллеей МиГов”.
А 12 апреля с авиацией США произошла настоящая катастрофа. Планировался массированный бомбовый удар по корейскому городу Сингисю, по важным объектам инфраструктуры. В частности — по мосту через реку Ялуцзян. Радиолокационные станции засекли крупную группу самолетов противника, двигавшуюся со скоростью около 500 километров в час в сторону северокорейских позиций. Это были 48 стратегических бомбардировщиков B-29 Superfortress в сопровождении более 120 истребителей.
Иван Кожедуб рискнул оставить аэродром без прикрытия и поднял на перехват все боеготовые “МиГи” авиадивизии — 44 машины. Советские самолеты быстро нагнали американцев. “Суперкрепости” шли группами по 12 бортов, сзади, в двух-трех километрах, — стая “Шутинг старов”, “Тандерджетов” и “Сэйбров”.
Летчики-добровольцы с ходу вступили в бой. Американцев застали врасплох. Поначалу они вообще не понимали, кто и откуда ведет по ним огонь — “МиГи” стремительно заходили сверху и в упор расстреливали нагруженные бомбами “крепости”. Группа советских истребителей преследовала головные B-29, остальные атаковали самолеты сопровождения, чтобы связать их боем и оттеснить от бомбардировщиков.
Корейская война 1950-1953. Стрелок — охотник за вражескими самолетами
Через пару минут горело уже несколько B-29 — фугасные снаряды авиапушек “пятнадцатых” оставляли в фюзеляжах тяжеловесов огромные пробоины. Экипажам ничего не оставалось, кроме как выпрыгивать из падающих машин с парашютами. Некоторые подбитые бомбардировщикам смогли уйти, но не все дотянули до аэродрома.
Уцелевшие B-29 устремились в сторону моря. “МиГи” их не преследовали — иначе попали бы под огонь зенитных орудий американских кораблей.
Советский истребитель МиГ-15 с пробоинами после воздушного боя во время войны в Корее
Небывалые потери
Вся схватка продолжалась чуть более 20 минут. Советские асы сбили десять B-29 и несколько истребителей, еще 15 бомбардировщиков получили серьезные повреждения. Более сотни американских летчиков, выпрыгнувших с парашютами, попали в плен. Все “МиГи” вернулись на базу.
Командование ВВС США испытало тогда настоящий шок. Таких массовых потерь не было со времен Второй мировой. Объявили недельный траур, а налеты в этот район прекратились на целых три месяца.
А потом был “черный вторник”. Тридцатого октября того же года “летающие крепости” должны были разбомбить корейский аэродром Намси. Однако масштабную операцию снова сорвали летчики-добровольцы. В этот раз к корейским объектам отправили 21 бомбардировщик, их прикрывали около 200 истребителей.
На перехват армады вылетело более четырех десятков “МиГов”. Не ввязываясь в бой с самолетами прикрытия, ударили по бомбардировщикам из пушек и пулеметов. Летчики действовали независимыми парами, что давало больше свободы при принятии решений и выборе целей.
“Бомберы” не дошли до точки сброса — аэродром Намси не пострадал. США недосчитались дюжины B-29. Из почти полусотни “МиГов” сбили только один. На исход боя повлияло и неправильное планирование: большая часть F-86 Sabre, способных противостоять “МиГам”, отстали и ушли в район реки Ялуцзян, чтобы там встретить советские истребители. После этого инцидента тактику B-29 пересмотрели — теперь они вылетали на задание только по ночам одиночными бортами или небольшими группами.
Войска ООН во время боевых действий в Южной Корее. 1950 год
Всего советские асы уничтожили в Корее около 1300 самолетов противника. По разным оценкам, американцы потеряли от 60 до 90 тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress, оказавшихся абсолютно беззащитными перед реактивными “МиГами”.
Стало понятно, что ядерные бомбардировки СССР, которые планировал в те годы Пентагон, не такая простая задача, как это было с японскими Хиросимой и Нагасаки.
Экипаж самолета, сбросившего атомную бомбу на Нагасаки
«Черный четверг» США: как советские летчики разгромили американцев в Корее
36 наших самолетов против 120 американских
12 апреля у нас был великий праздник, а у американцев – антипраздник. Оба в 2021 году стали юбилейными. Но если про 60-летие космического полета Юрия Гагарина в нашей стране хорошо помнят, то событие, произошедшее десятью годами ранее, сейчас почти забыто. А ведь оно оказало серьезное влияние на судьбы мира в середине ХХ века, возможно даже, уберегло человечество от ядерной войны. 12 апреля 1951-го советская авиация нанесла сокрушительный удар американцам в небе Кореи. Этот день они называют «черным четвергом».
Та апрельская воздушная битва стала фактически первым масштабным столкновением советской и американской авиации в период корейской войны.
Если судить формально, схлестнулись тогда военные летчики США, отправленные для поддержки правительственных сил Кореи, согласно мандату ООН, и «нелегалы» – советские истребители, которые воевали на стороне восставших «коммунистических» корейцев, маскируясь под аборигенов (ведь официально СССР в том вооруженном конфликте не участвовал). Популярной стала шутка про северокорейского аса по имени «товарищ Ли Си Цын».
Столь необычные условия воздушной войны создавали массу неудобств, ограничений для советских летчиков. Им, например, было командованием категорически запрещено пересекать на своих самолетах определенные рубежи, за пределами которых существовала реальная опасность быть сбитым, попасть в руки неприятеля и оказаться таким образом «расшифрованным».
Ради пущей маскировки на борта наших истребителей наносили северокорейские опознавательные знаки, а тем, кто сидел за их штурвалами, раздали шпаргалки с необходимыми для переговоров по радио во время полетов словами, переведенными на корейский язык, но записанными русскими буквами.
Некоторые из ветеранов авиации вспоминали позднее, что в таких словарях кое у кого из пользователей можно было найти даже специально добавленные туда заменители русских крепких выражений. Но только вся эта словесная маскировка на практике оказалась малопригодна. В горячке, в азарте воздушного сражения найдется ли у летчика время искать записанное на бумажке непривычное иностранное слово?! Конечно, мужики команды давали, предупреждали об опасности и матерились по-нашенски, по-русски.
Но даже и без такого нарушения правил конспирации противоположная сторона прекрасно знала, с какими-такими корейскими товарищами приходится иметь дело в небе над воюющим полуостровом.
Девять победных минут
В одном из самых масштабных воздушных сражений той войны, произошедшем 12 апреля 1951 года, соотношение сил было категорически не в нашу пользу: против более чем 120 американских бомбардировщиков и истребителей – всего 36 советских самолетов. Однако к ужасу военного руководства США счет в смертельно-опасной «игре» был зафиксирован разгромный: почти полтора десятка сбитых «крылатых американцев» и ни единой потери у русских.
Такой суперуспех советских летчиков стал возможен благодаря двум факторам. Во-первых, почти все наши «соколы» прошли через сражения Великой Отечественной и имели за плечами большой боевой опыт. А во-вторых, они летали в Корее на новых реактивных истребителях МиГ-15, имевших феноменальные по тем временам технические характеристики и мощное вооружение.
«Эти машины стали появляться в зоне корейского конфликта еще осенью 1950 года, – пояснил Евгений Арсеньев, один из авторов книги «Истребитель МиГ-15». – Первые же бои показали, что новый советский МиГ значительно превосходит своих американских «оппонентов» F-51, F-80 и F9F практически по всем параметрам, за исключением горизонтальной маневренности.
Смертельно опасным противником МиГ-15 оказался и для тяжелых бомбардировщиков В-29, главной ударной силы Дальневосточных ВВС США. Авиация Соединенных Штатов, составлявшая основу воздушных сил Объединенных Наций в Корее, лишились безраздельного господства в воздухе, которым они обладали практически с самого начала корейской войны. Для них появление нового советского истребителя, имеющего превосходные летно-тактические характеристики, оказалось неприятной неожиданностью, из-за чего американцы нарекли МиГ-15 «корейским сюрпризом»…
В начале апреля 1951 года на аэродроме в Аньдуне произошла ротация советских боевых частей. Вместо базировавшейся здесь 151-й Гвардейской истребительной авиадивизии, отведенной во второй эшелон, прибыли полки 324-й ИАД под командованием знаменитого аса Великой Отечественной трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба – 176-й Гвардейский и 196-й авиационные истребительные. Именно летчикам этих соединений и довелось вскоре участвовать в масштабном воздушном сражении
12 апреля американцы предприняли самый массированный с начала военных действий налет своей бомбардировочной авиации. Его целью был выбран стратегически важный объект – железнодорожный мост на реке Ялуцзян неподалеку от города Аньдун, по которому шло снабжение северокорейских войск из Китая и СССР вооружением, боеприпасами, техникой и продовольствием.
Главной ударной силой американцев в тот день стали 48 стратегических бомбардировщиков В-29 «Суперфортресс». Именно с таких «сверхкрепостей» в августе 1945 года американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Теперь, в апрельский день 1951-го «двадцать девятые» несли не столь ужасный груз, но тоже очень мощный – фугасные радиоуправляемые бомбы весом по 6 тонн каждая. С их помощью американцы рассчитывали разрушить опоры моста и надолго вывести его из строя.
«Суперфортрессы» шли, построившись несколькими ромбами. Их прикрывали с воздуха около 80 американских истребителей.
На перехват неприятельской воздушной армады Иван Кожедуб поднял боевые машины своей дивизии, базировавшиеся на полевом аэродроме в этом районе. Всего удалось выделить для атаки противника 36 МиГов. Меньшая часть из них была направлена против истребителей противника. Основное же количество наших «пятнадцатых» получило иное задание. Их пилотам был дан приказ: не связываться с американскими «Сейбрами» и «Тандерджетами», а в первую очередь атаковать бомбардировщики и не дать им уничтожить важнейший мост.
Нужно отметить очень важное обстоятельство, которое помогало надеяться на успех в этой непростой для наших летчиков ситуации. Три авиационные пушки, установленные на МиГ-15 (одна из них калибром 37 мм, две другие – 23 мм), имели дальность прицельной стрельбы 800 метров, а пулеметы американских самолетов уверенно били лишь на дистанции около 400 метров. Таким образом советские (впрочем, судя по опознавательным знакам на бортах, – северокорейские!) истребители смогли начать охоту за вражескими крылатыми машинами гораздо раньше, чем те начали им отвечать своим огнем. «Соколы Кожедуба» сполна воспользовались таким преимуществом.
Облегчало их задачу и то, что главные указанные начальством цели, бомбардировщики В-29 были прекрасной мишенью. Во время корейской войны советские асы с долей презрительности называли их «летающими сараями»: огромные (взлетная масса около 60 тонн, размах крыльев более 40 метров), достаточно тихоходные (по крайней мере, в сравнении со стремительными МиГами). Летчики 324-й авиадивизии атаковали их, пикируя сверху, заходя сбоку, при этом стараясь не попасть под огонь почти десятка пулеметов, которыми вооружена каждая «Суперкрепость».
«Я подбил «Крепость» первой же очередью, метров с восьмисот, – вспоминал впоследствии один из участников того боя капитан Лев Иванов. – Потом прорвался через заградительный огонь и вторую очередь всадил в упор, так что только клочья полетели. Экипаж выбросился с парашютами, их там человек десять было, не меньше. Тут на нас навалились истребители прикрытия, и завертелась карусель».
Конечно, американские «Тандерджеты», «Сейбры», пытались защищать порученные их опеке бомбардировщики и яростно атаковали наши МиГи. Однако советские летчики пустились на хитрость – хотя и сопряженную с большим риском для жизни. Пилоты самолетов, уже расстрелявших весь боезапас, не покидали зону воздушного боя, а продолжали, оказавшись «пустыми», имитировать атаки на неприятельские истребители, – тем самым отвлекали их на себя от товарищей, еще имеющих возможность вести полноценный огневой бой. Такие заходы в атаку без стрельбы в любой момент могли закончиться печально: у американских-то истребителей патронов в пулеметах было достаточно.
Вот что рассказывал Герой Советского Союза Сергей Крамаренко, принимавший участие в том воздушном сражении будучи капитаном, командиром звена:
«Задачей моего звена было атаковать истребители США и увести их от В-29. Мы с ходу пошли в атаку. Я определил командирский самолет в эскадрилье «Тандерджетов» и открыл огонь.
Одна очередь прошла позади хвоста американского самолета, вторая попала точно в цель. F-84 задымил и стал уходить, потом свалился в штопор. Затем мы стали гоняться за пытающимися выйти из схватки истребителями США, о защите «летающих крепостей» их пилоты уже не думали…
Потом я заметил В-29, летящие одиночно или малыми группами в сторону моря. Я и мои летчики открыли по ним огонь. После каждого попадания в борт «Суперфортресса» из пробоин шел белый дым. Потом внизу мы увидели боевые корабли США. Чтобы не попасть под огонь их зениток, пришлось отвернуть в сторону берега. Потом подсчитали, что воздушный бой шел всего девять минут».
В итоге поставленную командованием задачу американская авиация в тот день так и не выполнила. К стратегически важному мосту через реку Ялуцзян смогли прорваться только три В-29. Отбомбились они под натиском наших МиГов второпях. Как результат – многотонные фугасы лишь слегка повредили одну из мостовых опор. Ее ремонт потребовал буквально 2-3 дня, после чего движение составов с военными грузами через мост возобновилось.
«День Х» – отставить!
По поводу потерь, понесенных американскими ВВС в том сражении, до сих пор существует некоторая неопределенность. Сами штатовцы по горячим следам после боя сообщили в своих сводках, что 12 апреля было сбито только три «Суперфортресса». Однако спустя некоторое время штаб бомбардировочной авиации США, участвовавшей в военных действиях в Корее, привел куда более внушительные цифры: 8 «Суперкрепостей» сбиты, а еще 17 самолетов, участвовавших в налете на переправу через Ялуцзян, вернулись на базу с серьезными повреждениями, и в дальнейшем часть из них пришлось списать.
В большинстве наших справочников фигурируют такие цифры: 12 апреля 1951 года сбито 10 бомбардировщиков и 4 истребителя США.
Несколько иные данные упомянул два года назад в одном из своих последних интервью ветеран той битвы Сергей Крамаренко: «Наши летчики, по официальным данным, признанным американцами, уничтожили 12 бомбардировщиков и 5 истребителей США. А нам тогда, в апреле 1951-го, сообщили, что на аэродромы взлета вернулись только 23 из 48 В-29, остальные были подбиты и упали в море…
В любом случае, таких массовых потерь техники и пилотов у американцев еще не было. Они надолго прекратили посылать на бомбардировки большие группы самолетов…»
Свыше сотни американских летчиков (экипаж каждой «Суперкрепости» насчитывал 12 человек), были вынуждены спасаться из подбитых самолетов на парашютах. По воспоминаниям участников боя, в воздухе временами виднелось такое большое количество раскрытых парашютных куполов, что это больше походило на воздушный десант. Основная часть «парашютистов поневоле» попала в плен.
А вот что касается потерь с советской стороны, тут полная ясность: ноль. Все МиГи авиадивизии Ивана Кожедуба, участвовавшие в бою, вернулись на свой аэродром. Правда, некоторые из самолетов получили повреждения. В одном из истребителей насчитали даже около сотни пробоин! Однако через несколько дней наши механики и техники сумели все эти боевые раны крылатых машин вылечить. Истребители вновь могли отправляться на боевые задания.
Американцев воздушное побоище 12 апреля 1951 года ошеломило. Подобного поражения их авиация до той поры не знала. В Военно-воздушных силах США на неделю объявили траур по погибшим летчикам. Избегая новых потерь – у страха глаза велики! – ни один военный самолет Соединенных Штатов на протяжении следующих трех суток вообще не приблизился к зоне, контролируемой советскими истребителями.
Однако последствия «черного четверга» – как стали с тех пор называть этот день в Америке, оказались куда более серьезными. Полнейший разгром, учиненный новыми советскими истребителями американским стратегическим бомбардировщикам, вынудил высшее руководство США пересмотреть уже разработанные к тому времени варианты возможной глобальной войны против Советского Союза с применением ядерного оружия. Ведь основным способом использования атомных боеприпасов тогда была бомбардировка ими с самолетов. Но апрельское сражение в небе Кореи показало, что предназначенные для этой цели американские «бомберы» В-29 очень уязвимы в боях с новейшей советской истребительной авиацией. А значит, они не смогут в «день Х» надежно выполнить задание по массовой атомной бомбардировке городов и объектов на территории СССР.
От прежнего красивого плана безнаказанного «атомного укрощения» Советов пришлось отказаться.